Тайга – это такое место, где лучше не шутить. Говорят, что в ней много аномальных зон, где даже компас указывает неверное направление.

Густая чаща, однообразность, медведи, полное отсутствие людей. Попасть в тайгу и заблудиться – страшный сон любого грибника, охотника или просто гуляющего. Несмотря на опасность, тайга все равно влечет людей своей красотой величественностью, дарами природы – ягодами, грибами, зверем. Часто люди уходят и пропадают. Спасатели кидаются на поиски, которые не всегда эффективны. Но не редки случаи, когда люди возвращаются, даже если прошло много дней.

Почему в России умирает активный детский туризм? Почему учителя перестали водить детей в походы? Почему отсутствуют выезды за пределы родного города, посёлка?

Понимаю, что смерть детского активного туризма в России далеко не самая острая проблема, но все же хочу о ней сказать.

Итак, в России стремительно исчезает детский активный туризм. Не путайте его с отдыхом детей в стационарных лагерях и санаториях. Речь сейчас о тех ситуациях, когда вы организованно ведете детей на прогулку в лес, в горы или на речку. По данным «Союза организаторов детского туризма», количество детских палаточных лагерей в России сокращается каждый год примерно на 20%, а количество детей, участвующих в активном туризме, за последние 10 лет сократилось с двух до одного миллиона человек.

Причина упадка – чрезмерная зарегулированность, особенно усилившаяся в последние два года. Один только список законодательных актов, регламентирующих сферу активного детского туризма, на данный момент состоит из 96 пунктов. Чтобы повести детей в пеший поход, вам необходимо предварительно оформить порядка 70 разрешительных документов (clck.ru/M39VX), а каждый идущий с вами несовершеннолетний перед выходом на маршрут обязан пройти медицинский осмотр и получить разрешение медицинского работника (пункт 8.8 СанПиН: clck.ru/M38ZA). Только представьте, какой это бюрократический ад, и это только та часть, что предваряет путешествие.

Всю воду, которую вы планируете пить в походе, вам придется нести на себе из города. Пункт 3.3 обязывает поить детей в походе только бутилированной водой, на которую должны иметься документы, подтверждающие ее качество и безопасность. То есть нельзя просто взять и вскипятить воду, взятую из родника. И чиновников не интересует, идете вы в поход на один день или на неделю. При этом максимальный вес рюкзака ребенка, который регулируется пунктом 8.9, даже у мальчиков 17 лет (самая выносливая категория) ограничен 9 кг.

Поесть в походе чиновники вам тоже не дадут. Пункт 9.3: «Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим оформленный в установленном порядке санитарный паспорт, при условии обеспечения раздельной транспортировки продовольственного сырья и готовых пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки». Чиновникам плевать, что большинство туристических маршрутов проходит по лесным и горным тропам, где никакой транспорт и близко не проедет. «Полевые кухни оборудуются под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли. Оборудуются разделочными столами, разделочными досками и поварскими ножами с соответствующей маркировкой: “СМ” – сырое мясо, “СР” – сырая рыба, “СО” – сырые овощи, “ВМ” – вареное мясо, “ВР” – вареная рыба, “ВО” – вареные овощи, “Х” – хлеб, “КС” – куры сырые, “Зелень”, “Сельдь”».

На чем готовить еду? Использование в детских походах газового оборудования запрещено (пункт 2.22: clck.ru/M39dD). А разведение костра допустимо только в специально отведенных для этого местах. Идет ли при этом дождь – чиновников не интересует. Кстати, посидеть у костра тоже не получится: детям в походе строго запрещено приближаться к костру на расстояние менее пяти метров.

Поставить палатку вам тоже не дадут. Пункт 2.1 СанПиНа запрещает размещение туристского лагеря на территории, эндемичной по антропозоонозным инфекциям. В эту зону входят более половины всех регионов России, признанных эндемичными по клещевому энцефалиту (clck.ru/M38V2). В том числе сюда попадает берег Байкала (Иркутская область и Бурятия). Если вы все-таки идете в поход в одном из редких регионов, где это еще можно делать, перед установкой палатки вам предстоит «генеральная уборка территории, скашивание травы, уборка сухостоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидная обработка территории, мероприятия по борьбе с грызунами». При этом запрещено размещение палаточного лагеря далее чем в 20 минутах езды автомобиля от ближайшей пожарной станции (пункт 2.9: clck.ru/M39dD). Я вообще таких мест в наших лесах почти не знаю. Кроме того, Росгвардия и МВД обязывают вас огородить палаточный лагерь забором в целях защиты от террористов, но при этом Лесной кодекс запрещает вам городить какие бы то ни было заборы на территории земель Лесного фонда (rg.ru/2008/07/30/les.html).

И это лишь малая часть глупых и высосанных из пальца запретов. Сами почитайте про огнетушители, сертифицированных медиков и поваров, минерализованные полосы и аэрозольные баллончики от клещей, которые с одной стороны вроде как обязательны, а с другой – запрещены как легковоспламеняющиеся, и многое другое. А что, если наплевать на чиновничьи требования и отвести детей в поход просто так? Вас как организатора ждет уголовная ответственность, предусмотренная 238 статьей УК РФ: «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». И таких дел в России множество.

Активный туризм прививает детям любовь к родной природе и дает им навыки выживания в диких условиях. В некоторых странах (например, в Китае) путешествия по родному краю даже входят в обязательную школьную программу. В странах со свободной рыночной экономикой качество детского активного туризма обеспечивается рыночными механизмами и институтом репутации. Так и должно быть. Чрезмерный государственный контроль ведет лишь к коррупции и застою экономики. Единственная цель чиновников – сделать детский туризм фактически невозможным, чтобы самим не нести ни за что ответственности.

Дополнительная дидактика от меня, я думаю, тут не нужна. Все и так ясно. Мы видим, как педагоги, проявившие интерес к этой деятельности, сталкиваясь с существующими препятствиями, быстро теряют свое желание что-то делать в этом направлении и уходят».

Что хочется спросить в заключение:

Ребята, а мы не перестарались уже, ограждая нынешних детей от всего на свете, не давая им замерзнуть, ушибиться, ошибиться, подраться, проголодаться, соскучиться, самим себя занять и так далее и тому подобное? Не отнимаем ли мы у них нечто важное, без изначального, в детстве, обучения чему жизнь в реальном (но не виртуальном!) мире становится настолько сложной и трудноисполнимой, что кажется легче и разумнее сбежать от нее и спрятаться в пластмассовом пространстве резиновых и безопасных детских площадок, великолепных торговых центров и показушных социальных сетей?

Скажите мне, что я ошибаюсь…

Так открылся I Региональный форум по спасению людей на воде и в лесу от Виктора Валентиновича Голубева - педагога организатора по ОБЖ, преподавателя Архангельского педагогического колледжа.

      А, знаете ли вы, что одним из организаторов форума была наша выпускница по специальности «Преподавание в начальных классах», сейчас являющаяся методистом ГБУ АО «Служба спасения имени И.А. Поливаного» Давыдова Ульяна Андреевна. В качестве организационной поддержки выступили волонтёрами студенты педколледжа Шаньгина Ангелина и Дерягина Ирина из 12ф(9), Шемякинская Дарья, Абрамович Светлана, Пахомова Ольга - 2ф(9). Спасибо волонтёрам.

Голубева Л.В., преподаватель, организатор волонтёрского отряда на форум